Платформа R2 предлагает комплексный подход к решению этой проблемы. Она представляет собой набор интегрированных модульных компонентов, охватывающих различные фазы жизненного цикла девелоперского проекта. Все модули функционируют в едином информационном пространстве и могут взаимодействовать с применяемыми в индустрии САПР-пакетами.
В качестве технологической основы платформы использован графический движок Unreal Engine - выбор, который на первый взгляд может показаться необычным для сектора проектирования и строительства. Однако именно вычислительная мощность этого решения и его способность обрабатывать огромные объемы информации обусловили этот выбор.
Девелоперские проекты требуют работы с многоуровневыми трёхмерными моделями: сложная архитектурно-градостроительная среда, здания с множеством вариантов типов квартир, результаты лазерного сканирования размером в несколько гигабайт. Движок Unreal изначально разработан именно для работы с подобного рода нагрузками: визуализация открытых сцен, обработка полигонов, исчисляемых миллионами в режиме реального времени, асинхронная подгрузка данных.
Вторым аспектом является многофункциональность платформы. С помощью Unreal Engine становится возможным реализовать значительный спектр задач: начиная с вычисления показателей солнечного освещения (инсоляции) и создания планировочных конфигураций, заканчивая интерактивной трёхмерной визуализацией и связью с удалёнными сервисами. Такой подход позволяет формировать специализированные решения для отдельных блоков задач девелопмента, преодолевая ограничения типовых инженерных пакетов.
Третий фактор - способность системы к развитию и расширению. По мере увеличения сложности проектов и расширения требований к функциям платформа дает возможность добавлять новые возможности, привлекать дополнительные вычислительные ресурсы и оптимизировать параллельные процессы без переработки базовой платформы.
Ключевым достоинством R2 является модульная структура. Отдельные элементы платформы решают специфические задачи определённых проектных этапов и подключаются к широко применяемым в отрасли системам: Revit, Civil 3D, AutoCAD.
Движок Unreal Engine служит единым техническим основанием для всех компонентов: унифицированные процедуры работы с геометрией, общая система рендера, согласованные методы для загрузки и выгрузки информации. Это облегчает процесс создания дополнительных компонентов и гарантирует их совместимость.
Рис.1. Схема основных модулей
Этап предварительного градостроительного исследования и раздел проектной стадии (инсоляция и коэффициент естественного освещения) требуют большого числа итеративных циклов. Специалистам необходимо разработать множество сценариев размещения объектов, произвести расчеты освещённости, определить основные технико-экономические параметры. Каждый из таких сценариев может потребовать многодневной работы специалистов отдела генплана.
Рис.2. Геоинформационные данные при анализе окружения площадки
Рис.3. Полученные технико – экономические показатели по варианту застройки
Совместимость с Civil 3D, табличными редакторами и поддержка 3D-форматов позволяет беспрепятственно обмениваться данными с имеющимся у компании инструментарием. Результат на практике: сокращение продолжительности предпроектной стадии на половину и уменьшение затрат на вычисление инсоляции и коэффициента естественной освещённости на стадии «П» на 20%.
Наиболее трудоёмкий процесс в профессиональном архитектурном проектировании – это определение оптимальных объёмно-планировочных решений применительно к заданному составу квартир. Требуется расставить квартиры разных категорий и размеров на типовых этажах, учитывая инсоляцию всех светопроёмов с учётом наружного окружения, трансформировать планировку согласно контурам наружного фасада, разместить технические помещения.
Рис.4. Расчет инсоляции для учета при генерации планировок типовых этажей
Рис.5. Выбор варианта планировки на основе полученных характеристик
Данный модуль применяет базу типовых компонентов - узлы с лифтами и лестницами (ЛЛУ), типовые квартиры, эркеры - которая постоянно пополняется и совершенствуется. Выходные данные передаются в Revit. На текущий момент модуль проходит производственное тестирование, однако уже показывает ускорение подготовки планировочных решений на 20 – 30 %.
Примечательны результаты тестирования с нестандартной геометрией: программа способна воссоздавать архитектурные объёмы, отвечающие текущим архитектурно-градостроительным требованиям, и генерировать планировки жилых этажей применительно к сооружениям со сложной пространственной геометрией. Мощность Unreal Engine дает возможность в интерактивном режиме анализировать множество вариантов расположения жилых помещений, оптимизируя решения в соответствии с задаваемыми ограничениями.
Рис.6. Применение модуля R2.ОПР для создания планировок нескольких зданий со сложной формой
Во время выполнения рабочей проектной документации архитекторы вынуждены решать довольно сложную задачу - расчет раскладки отделочных материалов на вентилируемых фасадах и создание рабочей документации, отражающей архитектурно-декоративные решения. Это кропотливый процесс, в котором высока вероятность ошибок, которые в итоге проявляются на стадии производства и установки конструкций.
Рис.7. Генерация кладки кирпичей на фасаде
Рис.8-9. Применение инструментов контроля при проверке созданной модели
Рис.10. Импорт результатов работы из R2. Колористика в AutoCAD
На этапе приобретения недвижимости потенциальные жильцы стремятся заранее знать, какие виды откроются перед ними из жилого помещения. Раньше менеджеры по продажам тратили значительное время, объясняя видовые характеристики по телефону, либо создавали схемы самостоятельно.
R2.Схемы видов из окна (рабочее название Видобот) представляет собой сервис для создания схем видов из окон жилого помещения с возможностью интеграции с CRM. Система анализирует окружающий вид с настраиваемым углом поля зрения, формирует графические схемы в SVG-формате и генерирует структурированный документ JSON с информацией про все визуальные элементы, попадающие в видовой диапазон.
Рис.11. Анализ окружения в процессе генерации схем видов из окна
Результаты практического применения показывают: уменьшение количества входящих звонков, сокращение средней продолжительности переговоров, улучшение удобства взаимодействия для покупателей недвижимости.
Рис.12. Один из вариантов полученных схем
Проверка качества хода и завершения строительно-монтажных и отделочных работ имеет большое значение, так как её итоги напрямую сказываются на количестве рекламаций от будущих собственников. Традиционный подход к контролю носит выборочный характер, результаты в значительной мере субъективны и зависят от профессионального уровня инспектора.
R2.CloudLab применяет облака точек лазерного сканирования для оценки качества поверхностей и конструкций. Модуль загружает необработанные облака точек, осуществляет их оптимизацию (с помощью пользователя), проводит анализ состояния поверхностей и автоматически определяет требуемый объём материалов, необходимых для достижения требуемого уровня качества отделки.
Рис.13. Поверхности помещений после импорта и оптимизации
Рис.14. Анализ вертикальности
Рис.15. Отчет по результатам анализа в AutoCAD
Платформа R2 создавалась для актуальных производственных задач в девелопменте - начиная с предпроектных этапов и исследований, подготовки рабочей документации, анализа строительных операций, завершая продажами. Модульная конструкция даёт возможность применять как отдельные компоненты для целевой оптимизации узких мест, так и полный спектр инструментов для более полного охвата производственных операций. В основе архитектуры лежат: параметрическое 3D-моделирование, использование геоинформационных технологий, расчётные функции (инсоляция, коэффициент естественного освещения, технико-экономические показатели), технологии обработки облаков точек, автоматическая подготовка рабочей документации.
Применение Unreal Engine как основной технической платформы раскрывает дополнительные возможности для последующего развития: реализация технологий виртуальной и дополненной реальности для презентаций объектов, соединение с системами умных датчиков для отслеживания хода строительства, использование алгоритмов машинного обучения для совершенствования планировочных решений. Функциональность движка обеспечивает возможность реализации практически любого требуемого функционала для будущих этапов развития.
Платформа активно совершенствуется: увеличиваются библиотеки типовых элементов, расширяются возможности автоматизированных сценариев мастерпланирования, развиваются процедуры оптимизации. Результаты практического применения демонстрируют осязаемую отдачу - от двадцати до пятидесяти процентов экономии времени и ресурсов на различных этапах проектирования.